А. Юнус: Заявления о виновности М. Гумашьяна в теракте власти Азербайджана делают для внутреннего пользования
Вчера исполнилась третья годовщина со дня бойни в Азербайджанской государственной нефтяной академии (АГНА), когда Фарда Гадиров, войдя в здание Нефтяной академии, застрелил 12 человек. Затем он застрелился на месте преступления.
Как отмечает азербайджанская газета «Зеркало» 30 марта 2010 года Генеральная прокуратура Азербайджана объявила о завершении уголовного дела по бойне в АГНА. К следствию в качестве обвиняемых были привлечены Джавидан Амиров, Надир Алиев, Наджаф Сулейманов и Ариз Габулов. 12 апреля 2010 года все обвиняемые, за исключением Н. Сулейманова, заявили о том, что дали свои показания под давлением, и выступили с ходатайством о возвращении дела на предварительное следствие и вызове в суд следователя Ф.Панахова. Однако их ходатайство не было принято.
Джавидан Амиров, Надир Алиев, Наджаф Сулейманов были осуждены на пожизненное заключение. Ариф Габулов был приговорен к 11 годам заключения.
«Зеркало» напоминает, что согласно обвинительному акту, заказчиком бойни якобы является житель села Шулавер Марнеульского района Грузии Мардун Гумашьян. По мнению Генпрокуратуры Азербайджана, Гумашьян, войдя в сговор с Фардой Гадировым, Дж. Амировым, Н. Сулеймановым и Н. Алиевым, договорился с ними совершить теракт в городе Баку. Селянин, якобы профинансировав теракт, пообещал выделить на организацию и осуществление преступления в целом 50 тыс. долл.
Генпрокуратура Азербайджана заявила, что в отношении М.Гумашьяна объявлен международный розыск по линии Интерпола. Однако, спустя некоторое время корреспондент азербайджанской газеты «Ени Мусават» встретился с Мардуном Гумашьяном. В беседе с корреспондентом М.Гумашьян отрицал обвинения, отметив, что вообще не знаком с Фардой Гадировым. Он также заявил, что обратился в Генеральную прокуратуру и МВД Грузии, и ему сообщили, что азербайджанская сторона не делала никаких обращений относительно его ареста.
Тогда же корреспондент газеты «Зеркало» решил проверить слова Гумашьяна. Как заявил газете дежурный МВД Грузии Дмитрий Боцулава, в министерство не поступало обращений относительно Мардуна Гумашьяна. Это означает, что высказывания Гумашьяна соответствуют действительности., отмечает автор публикации.
Однако 1 октября 2010 года Генпрокурор Азербайджана Закир Гаралов выступил с заявлением, в котором отметил, что мероприятия по задержанию Гумашьяна продолжаются. 5 апреля 2011 года Генпрокурор Азербайджана выступил с новым заявлением: «По решению суда Мардун Гумашьян объявлен в розыск. Материалы о нахождении его в розыске представлены в Интерпол».
Вчера газета «Зеркало» вновь обратилась в МВД Грузии. «Может, в течение 3 лет правоохранительные органы все же нашли время и обратились к грузинской стороне относительно задержания Мардуна Гумашьяна? Однако, как заявил сотрудник МВД Грузии, азербайджанская сторона не обращалась к ним с такой просьбой», - сказано в статье.
По мнению конфликтолога Арифа Юнуса, власти Азербайджана такие заявления делают для внутреннего пользования. «Если азербайджанские журналисты могут взять интервью у Мардуна Гумашьяна, то почему же правоохранительные органы Азербайджана до сих пор не могут его найти?», - задался вопросом Ариф Юнус.
По словам А.Юнуса, законы Грузии запрещают экстрадицию собственных граждан. «Но ведь поехать в Грузию и взять у него показания наши правоохранительные органы могли бы. Однако Генеральная прокуратура и Министерство внутренних дел не сделали даже этого», - подытожил он.